Всё, что нужно знать о маркировке сыра
Обязательная маркировка молочных продуктов стартовала как раз с сыров и мороженого: с 1 июня 2021 года производители наносят на упаковку код Data Matrix. За прошедшее время, изготовители уже настроили процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу их в оборот. Пришла очередь розницы подключиться к маркировке сыров.
Участники оборота сыров
Во время движения маркированного товара происходит смена их собственников.
- Первый ― производитель ― тот, кто изготавливает сыр или импортер, который привозит его в Россию для продажи из других стран. Именно они отвечают за нанесение кодов Data Matrix на продукцию и введение их в оборот.
- Оптовик закупает сыры у производителя или импортера и перепродает ее магазинам.
- Розничная точка продаж или общепит ― последний собственник в цепочке. Его задача ― продать продукт конечному потребителю или использовать его для приготовления блюд. На рознице/общепите движение товара завершается. Товар продан - выведен из оборота в системе маркировки.
Все перемещения «молочки» между собственниками фиксируются в системе "Честный ЗНАК" при помощи электронного документооборота.
Важные этапы маркировки:
-
С 1 сентября 2022 года торговые точки при продаже сыра и другой молочной продукции должны сканировать коды Data Matrix на кассе и передавать сведения в систему маркировки. Для этого необходимо обеспечить наличие 2D-сканеров на кассах, а также, при необходимости, обновить кассовое ПО. С этой же даты все участники рынка (кроме сегмента HoReCa и фермеров) должны настроить электронный документооборот и передавать сведения о перемещениях между собственниками и о выводе товара из оборота по всем причинам, отличным от розничной продажи в виде объемно-сортового учета (т.е передавать только код и количество товара, указывать конкретные единицы маркированного товара пока НЕ требуется).
-
С 1 декабря 2023 года требования по передаче информации об обороте и выбытии товаров станут обязательными для HoReCa и госучреждений. Маркировка станет обязательной и для фермеров (КФХ,СПК) - наравне с остальными производителями им потребуется наладить процессы по заказу и нанесению кодов маркировки, подавать сведения об обороте и выбытии товара.
К июню 2025 года планируется ввести поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней для всех участников рынка. Тогда придется отчитываться об обороте каждой единицы продукции с указанием кодов маркировки.
Какие сыры попадают под маркировку?
Любой сыр, независимо от сорта и времени выдержки, подлежит маркировке. Полный перечень сыров, попадающих под маркировку можно найти в в классификаторе ТН ВЭД под кодом 0406 "Сыры и творог". Краткий перечень таких товаров:
- полутвердые и твердые сорта сыров (Чеддер, Гауда, Грюйер, Пармезан и др.);
- плавленые и мягкие (Камамбер, Бри и прочие);
- порошковые и тертые;
- сывороточно-альбуминовые (Моцарелла и др.);
- голубые и прочие сыры с благородной плесенью (Рокфор, Горгонзола и т.д)
Список исключений
Не надо маркировать следующие виды товаров:
- Сыры массой менее 30 граммов.
- Продукцию котрая упакована не на производстве, а расфасована непосредсвенно в магазине - фасованный сыр, обернутый в пищевую пленку.
Маркировка сыра для розницы: операции в магазине
— Приемка. Вы получаете от поставщика сыр. Вместе с ними через систему электронного документооборота вам поступит УПД (Универсальный передаточный документ ). В нем указаны коды маркировки каждой упаковки.Как продавать маркированный сыр на развес
Часто сыр поступает в розничную точку в виде целого бруска и головки сыр (на них код маркировки обязан нанести производитель). Уже на месте сыр режут на несколько частей, фасуют в пищевую пленку и реализуют покупателям. В этом случае код маркировки наносить НЕ НУЖНО.
В течении трех дней с момента первой нарезки сыра, необходимо вывести код головки сыра из оборота. Для этого считайте код Data Matrix с его упаковки и отправьте сведения о выводе из оборота в ГИС МТ "Частый ЗНАК", указав причину "Продажа на развес".
Что потребуется для работы с маркировкой
Алгоритм работы в системе маркировки схож для всех категорий товара. Подробную схему для подготовки к маркировке молочной продукции мы описывали в прошлой статье. Резюмируем кратко:
Для работы рознице потребуется следующее оборудование:
- ПК или ноутбук для работы с ЛК "Честный ЗНАК"
- 2D-сканер штрих-кодов для считывания кодов маркировки (для фиксации выбытия).
- Онлайн-кассас последние версией ПО (иногда требуется обновление) для расчетов с покупателями.
-
Полезен будут терминал сбора данных- с его помощью можно ускорить приемку и переоценку товаров,быстро провести инвентаризацию.
Кроме этого понадобится усиленная квалифицированная подпись - с её помощью происходит регистрация в системе маркировки и подписываются накладные.
Часто задаваемые вопросы
Маркировку всей молочной продукции контролируют две разных системы. "Честный Знак" генерирует цифровые коды, а "Меркурий" отвечает за ветеринарные документы, без которых коды нельзя ввести в оборот.
Крупные производители могут настроить интеграцию систем с помощью API. Для Небольших компаний предусмотрен единый личный кабинет, где в рамках одного окна можно загружать данные в обе системы.
Возврат продуктов питания регулирует закон "О защите прав потребителей". По нему разрешается вернуть только некачественный товар - т.е. возврат возможен только в том случае, если сыр испорчен.
Магазину в этом случае не нужно возвращать в оборот некачественный сыр. Для системы маркировки код выбывает в момент пробития чека на онлайн-кассе.
Не знаете, какое оборудование выбрать и как начать работать с маркировкой? Оставляйте заявку. Мы проконсультируем вас и поможем с выбором
|
Задать вопрос
|
Услуги
Автоматизируем работу с маркированными товарами с помощью ТСД и Mobile Smart: Склад 15 от Клевренс. Подберем оборудование и поможем упростить процесс работы с маркировкой.
- Комментарии