Маркировка технических средств реабилитации
Зачем маркировать ТСР
Рынок технических средств реабилитации - это не только сфера помощи людям с ограниченными возможностями, но и место, где процветает теневой бизнес. Подделки представляют реальную угрозу для здоровья и безопасности людей.
Например, человек покупает трость, которая изготовлена из некачественных материалов и не выдерживает нагрузки. Результат может быть плачевным: падение, травма, осложнение здоровья. И это только один пример.
Подделки часто изготавливаются из непрочных материалов, не соответствуют стандартам безопасности, не обеспечивают необходимую функциональность. Они могут быть неустойчивыми, не выдерживать нагрузку, вызывать аллергические реакции, а также быстро изнашиваться и ломаться.
Кроме того, поддельные ТСР часто продаются по заниженным ценам, что может привлекать покупателей, не осознающих риски. Однако низкая цена - это сигнал о некачественной продукции.
Зачем нужна маркировка ТСР?
- помогает отслеживать происхождение товара и предотвращать появление фальсификата.
- стимулирует производителей к соблюдению стандартов и использованию качественных материалов. Это позволит повысить качество реабилитационных средств и сделать их более эффективными и безопасными в использовании.
- делает рынок более прозрачным, позволяя отслеживать движение товаров и идентифицировать недобросовестных продавцов.
- позволяет потребителям быть уверенными в качестве и безопасности приобретаемых товаров.
Сроки маркировки ТСР
— 01.10.2024 обязанность наносить коды DataMatrix на ТСР и вводить их в оборот.
— 01.03.2025 запрет на реализацию немаркированных ТСР.
— 01.03.2025 обязательный вывод из оборота этой категории товаров.
— 01.09.2026 старт поэкземплярного учета ТСР.
Для товаров, изготовленных или импортированных на территорию РФ и поступивших в торговый оборот до 30.09.2024, предусмотрен переходный период для нанесения кодов маркировки:
До 28.02.2025 маркировка кодами разрешена для товаров, не реализованных к 01.10.2024 года.
С 01.03.2025 продажа немаркированных товаров, выпущенных до 1 октября 2024 года, запрещена.
Что нужно маркировать
Наименование | ТН ВЭД | ОКПД-2 |
Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни |
6602000000 7326 9021101000 9021909009 9403 9620000009 |
32.50.13.190 32.50.22.128 32.50.22.129 32.50.50.171 32.99.21.120 |
Ортезы, функциональные узлы протезов (из категории товаров "части и принадлежности протезов") |
9021101000 9021909009 6212900000 9021399000 |
32.50.23.111 32.50.22.120 32.50.22.123 32.50.22.124 32.50.22.125 32.50.22.126 32.50.22.129 32.50.23.190 |
Противопролежневые матрацы и подушки |
9019109009 940421 9404299000 |
13.92.22.160 13.92.24.141 31.03.12.140 32.50.50.190 32.50.22.129 |
Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) |
3006910000 9018390000 |
22.19.71.190 22.29.29.190 32.50.13.110 32.50.13.190 32.50.50.141 |
Кресла-стулья с санитарным оснащением |
9401790009 9402900000 871310000 |
31.09.11.190 32.50.13.190 32.50.22.129 32.50.30.110 32.50.50.190 |
Не маркируются товары:
- вывозимые за пределы ЕАЭС.
- используемые для демонстрации и не предназначенные для продажи.
- произведенные в рамках сделки, составляющей гостайну.
- индивидуальные протезы. Их маркировка осуществляется по отдельным функциональным элементам до окончательной сборки.
Все маркируемые ТСР должны пройти процедуру государственной регистрации в Росздравнадзоре. Исключение из правила: функциональные узлы протезов - ортезы. Они не подлежат госрегистрации. Для получения свидетельства нужно пройти платную экспертизу, которая подтвердит качество изделия.
Социальные и благотворительные организации, получающие ТСР для бесплатной раздачи, не считаются участниками оборота. Это означает, что компании-поставщики в этом случае сами выводят товары из оборота. Данное исключение необходимо, чтобы не обременять такие организации дополнительными обязательствами и обеспечить беспрепятственный доступ к ТСР нуждающимся людям.
Штрафы и уголовная ответственность
Нарушение | Административная ответственность. | Уголовная ответственность |
Отсутствие маркировки (за исключением табачной, никотинсодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков) |
5-10 тыс.руб. для должностных лиц, 50-300 тыс.руб. для юр.лиц |
за особо крупные размеры в случае сговора: штраф до 1 млн руб., лишение свободы до 5 лет |
Отсутствие маркировки (табак, никотинсодержащая продукция (с 01.04.2024), пиво и слабоалкогольные напитки) |
30-50 тыс.руб. для должностных лиц, 300-500 тыс.руб. для юр.лиц |
за особо крупные размеры в случае сговора: штраф до 1 млн руб., лишение свободы до 5 лет |
Подделка кодов маркировки |
до 400 тыс.руб |
партии в особо крупном размере – до 6 лет |
Непредоставление сведений о маркировке товаров |
до 100 тыс.руб в зависимости от размера бизнеса |
– |
Как маркировать ТСР
Исследования выявили сложности при сканировании кодов маркировки на ТСР с изогнутыми и цилиндрическими поверхностями.
Для оптимизации считываемости, рекомендованы различные подходы к маркировке в зависимости от диаметра трубки:
- менее 19 мм – стикеры-флажки,
- от 19 до 24 мм – наклейки для плоских поверхностей и флажки для изогнутых,
- более 24 мм – наклейки или альтернативные методы нанесения.
Что нужно для маркировки
- Касса, которая передаёт данные о продаже в ЧЗ.
- 2D-сканер, который может считывать как линейные (штрих-коды), так и двухмерные (Data Matrix, QR) коды.
- Дополнительно может использоваться терминал сбора данных (ТСД). ТСД - более продвинутое устройство, которое сканирует коды и хранит информацию о продукции, передает и получает данные из товароучетных программ. ТСД чаще всего используются в крупных магазинах и на складах.
- Принтер этикеток необходим для печати этикеток с кодами Data Matrix.
- ПО для интеграции учета склада/магазина с ЧЗ. Мы предлагаем проверенное решение «Фабрика 15» от Клеверенс.
- Обеспечивает полный контроль за движением товаров от приемки на склад до отгрузки.
- Автоматизирует процесс оформления документов маркировки, включая создание УПД, получение кодов Data Matrix и т.д.
- Автоматизирует все операции с маркированными ТСР, что позволяет значительно упростить работу и уменьшить количество ошибок.
- Интегрирована с ЧЗ, что позволяет автоматизировать обмен данными и отслеживать движение ТСР в реальном времени.
Получить консультацию
Внедрения
Услуги
Автоматизируем работу с маркированными товарами с помощью ТСД и Mobile Smart: Склад 15 от Клевренс. Подберем оборудование и поможем упростить процесс работы с маркировкой.