Эксперимент по маркировке автозапчастей, отдельных видов компонентов транспортных средств и устройств с двигателем внутреннего сгорания
В период с 25 февраля 2025 года по 28 февраля 2026 года проходит пилотный проект по тестированию маркировки автозапчастей, а также отдельных компонентов, используемых в транспортных средствах (ТС) и устройствах, функционирующих на двигателях внутреннего сгорания. Это важный этап для повышения прозрачности и борьбы с контрафактом на российском рынке автокомпонентов.
Основная задача – проверка работоспособности и эффективности системы маркировки, выявление потенциальных проблем, которые могут возникнуть при ее внедрении на обязательной основе.
Зачем маркировать автозапчасти
Высокий уровень контрафакта на рынке автомобильных запчастей – серьезная проблема, требующая решения. По данным Министерства промышленности и торговли, в отдельных сегментах доля подделок достигает критической отметки в 50%.
Во-первых, использование контрафактных автозапчастей ставит под угрозу безопасность эксплуатации ТС. Поддельные детали часто изготавливаются из некачественных материалов с нарушением технологических процессов. Это приводит к их преждевременному износу, поломкам и возникновению аварийных ситуаций на дорогах.
Во-вторых, контрафакт наносит значительный ущерб экономике страны. Недобросовестные производители и продавцы уклоняются от уплаты налогов, что приводит к недополучению средств в бюджет. Подделки подрывают репутацию добросовестных производителей, снижают их конкурентоспособность, препятствуют развитию инноваций.
В-третьих, использование контрафактных автозапчастей приводит к неоправданным расходам потребителей. Они имеют более короткий срок службы, чем оригинальные, что вынуждает автовладельцев чаще ремонтировать, менять запчасти.
Поэтому внедрение системы маркировки автозапчастей – необходимый шаг для решения проблемы контрафакта. Она позволит отслеживать движение каждой детали от производителя до конечного потребителя, что затруднит сбыт поддельной продукции.
А также позволит:
- Повысить безопасность эксплуатации ТС.
- Защитить права потребителей, предоставить им возможность проверить подлинность товара, получить информацию о его производителе, характеристиках.
- Сократить долю контрафакта на рынке, затруднить сбыт подделок, создать более благоприятные условия для добросовестной конкуренции.
- Увеличить налоговые поступления в бюджет.
- Защитить репутацию добросовестных производителей, повысить их конкурентоспособность.
Маркировка автозапчастей – важный инструмент для защиты прав потребителей, повышения безопасности на дорогах, развития экономики страны.
Преимущества участия в эксперименте
Компании могут:
- заранее адаптировать свои бизнес-процессы к новым требованиям.
- предоставить обратную связь разработчикам ЧЗ, что позволяет влиять на его дальнейшее развитие.
- протестировать разные решения для нанесения и считывания марок.
- получить консультации от специалистов ЧЗ в формате онлайн-конференций.
Участие в эксперименте демонстрирует ответственный подход компании к ведению бизнеса, позволяет повысить ее конкурентоспособность на рынке.
Участники оборота маркированных запчастей
- Те, кто производит автозапчасти,
- Те, кто занимается ввозом автозапчастей из-за рубежа, оптовые компании,
- Те, кто реализует автозапчасти конечному потребителю, включая интернет-магазины, маркетплейсы.
Какие автозапчасти подлежат маркировке
Наименование товара | ТН ВЭД |
Фильтры |
4823 90 859 7 5911 90 900 0 8421 23 000 0 8421 29 000 9 8421 31 000 0 8421 32 000 0 |
Стекло упрочненное (закаленное) безопасное, размером и форматом, позволяющими использовать его на средствах наземного транспорта |
7007 11 100 9 |
Стекло многослойное безопасное, размером и форматом, позволяющими использовать его на средствах наземного транспорта | 7007 21 200 9 |
Свечи зажигания |
8511 10 000 9 |
Передние ветровые стекла (лобовые стекла), задние и другие окна |
8708 22 000 9 |
Исключения:
- Экспортная продукция, вывозимая за пределы стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
- Рекламные или маркетинговые материалы, не подлежащие последующей продаже или перепродаже.
- Комплектующие для автомобилей, приобретаемые в рамках сделок, содержащих данные, составляющие государственную тайну.
Окончательный перечень исключений будет сформирован и опубликован после завершения экспериментального периода.
Как подключиться к маркировке
- Пройдите процедуру регистрации в ЧЗ (для этого необходима электронная подпись).
- Внедрите систему ЭДО (электронного документооборота) для взаимодействия с контрагентами и контролирующими органами.
- Настройте интеграцию вашего ПО (например, 1С) с ЧЗ для автоматической передачи данных о движении товарных единиц: поступлении, реализации, списании и т. д.
- Организуйте обучение сотрудников.
Оборудование
- термопринтер или термотрансферный принтер, предназначенный для печати долговечных этикеток, устойчивых к воздействию влаги, загрязнений, солнечного света, масел.
- ТСД (терминал сбора данных) или сканер 2D – для сканирования марок в складском комплексе и торговом зале с целью проверки подлинности ДатаМатрикс, учета поступлений, отгрузок, инвентаризации складских запасов.
- онлайн-касса со сканером – для считывания и проверки кодов Датаматрикс при продаже, печати чеков с информацией о маркировке, автоматической передачи сведений о выводе кодов из обращения при каждой розничной операции.
Склад 15 и маркировка запчастей для автомобиля
Для оптимизации работы с маркированными автозапчастями и интеграции с системой “Честный знак” мы рекомендуем использовать ПО “Склад 15” от компании “Клеверенс”. Этот софт автоматизирует интеграцию с “Честным знаком”, снижает затраты на трудоемкие складские операции, включая приемку, размещение по местам хранения, инвентаризацию, комплектацию, отгрузку.
Функциональность программы включает инструменты для решения задач на разных этапах товародвижения:
- Для производителей. “Склад 15” позволяет автоматизированно заказывать коды, печатать их, обмениваться документами с дистрибьюторами.
- Для оптовой торговли. Программа позволяет проверять корректность и уникальность ДатаМатрикс при получении от производителя или поставщика, сверять фактическое и плановое (из накладной) количество единиц товара (поштучно и по упаковкам), выявлять расхождения, объединять коды ДатаМатрикс в групповые упаковки при отгрузке клиенту, создавать отгрузочные документы непосредственно на ТСД с автоматическим добавлением в них марок, а также получать информацию о содержимом коробок и паллет при считывании единого кода агрегации.
- Для розничной торговли. “Склад 15” позволяет отправлять этикетки с кодами маркировки на печать (на мобильные, стационарные принтеры), а также проводить инвентаризацию на складе, выявляя недостачи, излишки, пересортицу.
Что делать производителям и импортерам
- После ввода обязательной маркировки производители должны заказывать марки в системе ЧЗ, предварительно оплатив их.
- Далее необходимо промаркировать товары: производители печатают ДатаМатрикс самостоятельно или в типографии, а импортеры – сами или передают коды поставщику для нанесения. Немаркированные товарные единицы ввозить запрещено.
- Затем нужно отчитываться в “ЧЗ”: производители предоставляют данные о маркировке и вводе ДатаМатрикс в обращение, а импортеры - о ввозе товара на территорию ЕАЭС или прохождении таможни.
- При отгрузке необходимо оформлять электронные УПД (универсально-передаточный документ) через систему ЭДО, и после подписания УПД покупателем, данные автоматически передаются в ЧЗ, а ДатаМатрикс переходят на его баланс.
- Оптимизировать логистику больших партий позволяет агрегирование в транспортные упаковки, когда достаточно считать код упаковки вместо каждого товара, однако, для небольших поставок этот метод не всегда эффективен.
Что делать дистрибьюторам и опту
Приемка. Количество поступившего груза сравнивается с данными ДатаМатрикс, указанными в УПД. Если соблюдены все условия, УПД подтверждается и сведения направляются в ЧЗ. Если есть несоответствия, отгрузка отклоняется или оформляется с актом о расхождениях.
Отгрузка. УПД, содержащий данные о продукции, подлежащей маркировке, формируется для розницы. После его принятия и подписания информация о смене собственника ДатаМатрикс поступает в ЧЗ.
Что делать рознице
Приемка. Сверяются марки в УПД с фактическим наличием товара. Если все сходится, приемка подтверждается. Если нет – отклоняется или принимается с актом о расхождениях.
Продажа. Кассир пикает марку при продаже, сведения о продаже отображаются в чеке и передаются оператором фискальных данных в ЧЗ, после чего марки выводятся из обращения.
Если у вас остались вопросы или вы хотите внедрить маркировку в работу вашего предприятия уже сейчас, обращайтесь. Наши специалисты с вами свяжутся.
Получить консультациюЧасто задаваемые вопросы
Вопрос о том, будет ли распространяться обязательная маркировка на рынок бывших в употреблении автозапчастей, на данный момент остается открытым. Окончательное решение по этому вопросу будет принято после утверждения документа, определяющего правила запуска обязательной маркировки автокомпонентов. До этого момента информация о включении или исключении бывших в эксплуатации запчастей из системы маркировки остается неопределенной.
Штрафы за несоблюдение системы маркировки “Честный знак” зависят от вида нарушения:
Нарушение | Административная ответственность. | Уголовная ответственность |
Отсутствие маркировки (за исключением табачной, никотинсодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков) |
5-10 тыс.руб. для должностных лиц, 50-300 тыс.руб. для юр. лиц |
за особо крупные размеры в случае сговора: штраф до 1 млн руб., лишение свободы до 5 лет |
Отсутствие маркировки (табак, никотинсодержащая продукция (с 01.04.2024), пиво и слабоалкогольные напитки) |
30-50 тыс.руб. для должностных лиц, 300-500 тыс.руб. для юр. лиц |
за особо крупные размеры в случае сговора: штраф до 1 млн руб., лишение свободы до 5 лет |
Подделка кодов маркировки |
до 400 тыс.руб |
партии в особо крупном размере – до 6 лет |
Непредоставление сведений о маркировке товаров |
до 100 тыс.руб в зависимости от размера бизнеса |
– |
Внедрения
Услуги
Автоматизируем работу с маркированными товарами с помощью ТСД и Mobile Smart: Склад 15 от Клевренс. Подберем оборудование и поможем упростить процесс работы с маркировкой.